Главная страница
  Анализ рисков
  Институты и рынки
  Статьи о хеджинге
  Управление рисками


Поиск по сайту:



ООО Полимер-Ресурсы - гнб

креативный ремонт магазина - дело непростое

взрывозащищенный клапан обратный для компрессора

Мы предлагаем: мультимедийный проектор в Новгороде
 
Главная страница » Статьи о хеджинге » Корпоративное хеджирование. »


Корпоративное хеджирование.


Ian H. Giddy

Ресурс www.hedging.ru выражает благодарность Брокерской компании «Хеджевый Фонд», Санкт-Петербург.

Решение о хеджировании.

Вопрос хеджировать или не хеджировать риск продолжает ставить в тупик многие корпорации. В основе этих трудностей лежит недостаточное понимание сути риска, сомнения относительно стоимости хеджирования и нежелание показывать убытки по транзакциям с производными инструментами. Менеджер по рискам сталкивается также с трудностью выбора таких средств хеджирования (например, производных инструментов), которые были бы одобрены руководством компании. Целью настоящих заметок является прояснение некоторых основных вопросов, относящихся к проблеме управления рисками.

Постановка проблемы.

Эффективная программа хеджирования не ставит целью полностью устранить риск; она разрабатывается для того, чтобы трансформировать риск из неприемлемых форм в приемлемые. Основная проблема, стоящая перед корпоративным менеджером по рискам, — определить типы риска, допустимые для компании, и те, которые компания предпочитает передать другим участникам рынка с помощью хеджирования. Целью любой программы хеджирования является достижение оптимальной структуры риска, т.е., соотношения между преимуществами хеджирования и его стоимостью.

В статье перечисляются семь шагов, помогающих менеджеру по рискам определить, готова ли его компания извлечь выгоду из программы хеджирования.

Шаг 1. Идентифицируйте риски.

Прежде, чем принимать какие-либо решения о хеджировании, руководство компании должно определить риски, которым подвержена компания. Эти риски, в общем случае, относятся к двум категориям: операционные риски и финансовые риски. Для большинства нефинансовых компаний операционный риск — это риск, связанный с производственный и рыночной активностью. Например, производитель компьютеров подвержен операционному риску, связанному с тем, что его конкурент может предложить технологически более совершенный продукт и сократить, таким образом, его рыночную долю. В общем случае, операционные риски не хеджируются, т.к. отсутствуют соответствующие им рыночные инструменты.

Второй тип риска, финансовый, — это риск, которому корпорация подвергается из-за своей зависимости от таких рыночных факторов, как процентные ставки, обменные курсы и цены товаров. Большинство финансовых рисков могут хеджироваться благодаря наличию развитых и эффективных рынков, с помощью которых эти риски могут быть переданы другим участникам.

При определении того, какой риск хеджировать, менеджер по рискам должен различать риски, влекущие дополнительные выгоды для компании, и риски, дополнительных выгод не предполагающие. Большинство компаний исходят из того, что они будут вознаграждены за риски, связанные с основной производственной деятельностью (такой, как разработка новых изделий, производство и маркетинг). Например, производитель компьютеров сознательно идет на риск разработки нового, технического совершенного изделия или новой маркетинговой стратегии, рассчитывая на рост курсовой стоимости акций.

Большинство компаний, однако, не получают преимуществ за подверженность рискам, не являющихся центральными для их основного бизнеса (например, рискам изменения процентных ставок, обменных курсов и ценам на товары). Так, производитель компьютеров из предыдущего примера вряд ли будет рассчитывать на рост его акций из-за удачно сделанной ставки на обменный курс доллар/йена.

Другим существенным фактором, который необходимо учитывать при принятии решения о хеджировании того или иного риска, является оценка величины потенциальных потерь, которые компания может понести в случае отказа от хеджа. Как отмечалось ранее, оптимальная для компании структура риска устанавливает компромисс между выгодами от хеджирования и его стоимостью. Если потенциальные потери несущественны (например, мало влияют на доходы фирмы), выгоды от хеджирования могут оказаться меньше, чем затраты на его осуществление; в этом случае компании лучше воздержаться от хеджирования.

Шаг 2. Различайте хеджирование и спекуляцию.

Одной из причин, по которой менеджеры по рискам настороженно относятся к хеджированию, является то, что они связывают использование средств хеджирования со спекуляцией. Они полагают, что хеджирование с помощью производных инструментов вносит дополнительный элемент риска. В действительности, все наоборот. Правильно построенный хедж всегда уменьшает риск, в то время, как отказ от хеджирования подвергает компанию дополнительному риску.

Финансовые риски, независимо от управления ими, присутствуют в любом бизнесе. Менеджер, отказывающийся от хеджирования, делает ставку на то, что состояние рынка не изменится или изменится к лучшему. Например, американский производитель, имеющий дебиторскую задолженность во французских франках и отказывающийся от хеджирования курса франка, предполагает, что франк по отношению к доллару останется без изменений или вырастет. При этом он рискует, что курс франка упадет, уменьшив, тем самым, прибыли компании.

Еще одна причина, по которой некоторые менеджеры воздерживаются от хеджирования, заключается в том, что отсутствие хеджирования часто остается незамеченным для руководства компании, в то время, как стратегии хеджирования, призванные уменьшить риск, являются объектом повышенного внимания. Корпоративные менеджеры по рискам, планирующие применить ту или иную стратегию хеджирования для улучшения структуры риска, должны информировать руководство компании о рисках, которым компания естественным образом подвергается, отказываясь от хеджа.


Шаг 3. Оценивайте затраты на хеджирование по сравнению с затратами на «нехеджирование».

Стоимость хеджирования может иногда заставить менеджера по рискам отказаться от него. Несомненно, некоторые стратегии требует денежных затрат. Однако, для того, чтобы аккуратно оценить стоимость хеджирования, менеджер по рискам должен оценить ее с точки зрения возможных потерь в случае отказа от хеджа. В большинстве случаев, такие скрытые потери — это потенциальные убытки, которые компания может понести при неблагоприятном изменении рыночных факторов. С этой точки зрения, стоимость уменьшения риска должна оцениваться тем же способом, каким оценивается стоимость обычного страхования, т.е., относительно потенциальных потерь.

В других случаях операции с производными инструментами заменяют традиционные финансовые стратегии. Например, компания может использовать комбинацию банковского кредита с плавающей ставкой и свопа «плавающая ставка — фиксированная ставка» как альтернативу кредита с фиксированной ставкой. Аналогичным образом можно использовать товарные свопы. В большинстве случаев, стратегии на основе производных финансовых инструментов используются вместо традиционных способов в случаях, когда они сопряжены с меньшими накладными расходами вследствие высокой ликвидности рынков форвардов и опционов.

Шаг 4. Используйте правильный способ измерения эффективности хеджирования.

Еще одной причиной отказа от хеджирования, часто приводимой менеджерами по рискам, является нежелание показывать в отчетности убытки по транзакциям с производными инструментами. Это нежелание отражает широко распространенную путаницу в выборе правильной точки отсчета для измерения эффективности хеджа. Основа верной оценки эффективности всех транзакций с производными инструментами, включая хеджирование, лежит в изначальном определении целей таких операций.

Как отмечалось ранее, операции с производными инструментами часто заменяют традиционные сделки. Процентный своп, к примеру, может выступать как замена выпуска облигаций с фиксированной ставкой. Вне зависимости от состояния рынка, поток платежей по свопу будет отражать поток платежей по облигациям. Таким образом, любые потери по свопу в альтернативном варианте, являлись бы потерями по облигациям. Поэтому для того, чтобы оценить успешность свопа, его эффективность необходимо оценивать исходя из первоначальной цели (воспроизвести поток платежей от размещения облигаций).


Шаг 5. Не основывайте программу хеджирования на Вашем взгляде на рынок.

Многие менеджеры по рискам пытаются сконструировать хедж на основе их прогноза относительно будущего изменения процентных ставок, обменных курсов или других рыночных факторов. Однако, лучшие решения по хеджированию принимаются тогда, когда менеджер признает, что движения рынка непредсказуемы. Хедж всегда должен иметь целью минимизировать риск, а не сделать ставку на направление движения цен.

Шаг 6. Изучайте инструменты хеджирования.

Последний фактор, препятствующий хеджированию — недостаточное знакомство со стороны менеджеров по рискам с инструментами хеджирования; многие из них находят эти средства трудными для понимания. На самом деле, большинство решений, основанных на производных, строятся из двух базовых инструментов: форвардов и опционов, входящих в состав следующих строительных блоков:

Форварды

  • фьючерсы
  • соглашения о будущей ставке
  • свопы

Опционы

  • Опционы типа «колл»
  • Опционы типа «пут»
  • кэпы
  • флоры
  • свопционы

Менеджер, понимающий эти инструменты, без труда освоит более сложные, являющиеся просто комбинациями двух базовых конструкций.

Шаг 7. Разработайте систему контроля.

Как и любая другая финансовая деятельность, программа хеджирования требует разработки внутренней системы правил и процедур. Эта система, обычно оформленная в виде документа «Политики хеджирования», устанавливает, помимо прочего, фамилии менеджеров, уполномоченных принимать решения о входе в хедж, менеджеров, которые должны утверждать сделки, и менеджеров, получающих подтверждения о сделках. Политика хеджирования может также определять цели, для достижения которых может использоваться хеджирование, и цели, для достижения которых хеджирование использоваться не может. Например, она может устанавливать, что вход в хедж допустим для уменьшения риска и не допустим для получения прибыли от торговых операций. Кроме этого, может быть установлен лимит на количество одновременно открытых хеджерских позиций. Четко сформулированная политика обеспечивает понимание руководством компании принципов хеджирования, применяемых менеджерами по рискам, а также, правильный учет и управление всеми типами рисков.

Выводы.

Хорошо построенная программа хеджирования уменьшает как риск, так и затраты. Хеджирование высвобождает ресурсы компании и помогает управленческому персоналу сосредоточиться на аспектах бизнеса, в которых компания имеет конкурентное преимущество, минимизируя риски, не являющимися центральными для основного бизнеса. В конечном итоге, хеджирование увеличивает капитал, уменьшая стоимость использования средств и стабилизируя доходы.



Немного статей по теме:

Введение в хеджирование на внебиржевом рынке.
Опубликовано на www.hedging.ruНесмотря на то, что существует сильная связь между фьючерсным рынком и внебиржевым рынком (OTC) по хеджированию ценового риска на энергоносители, сам факт, что не существует ликвидного фьючерсного контракта на мазут,...

Хеджирование
Опубликовано на www.hedging.ruНи одна страховая компания не сможет предоставить предприятию страховку от неблагоприятного изменения цен. Защититься от ценового риска даёт возможность фьючерсная биржа. Хеджирование подразумевает покупку или продажу...

Хеджирование - желательность или необходимость?
Чекулаев Михаил ВасильевичОбычно менеджеры, узнав о существовании хеджирования, радостно потирают руки и готовы немедленно начать защищать активы от неблагоприятного изменения цен на рынке. Но поняв, что для этого необходимо понести определенные...

Хеджирование, или муки зрячего.
Чекулаев Михаил ВасильевичПочему менеджеры, узнавшие о хеджировании, похожи на слона, пытающегося пролезть в игольное ушко? Потому что слону всякая щель кажется узкой, через которую надо умудриться протиснуться. Обычно менеджеры, узнав о...

Спекуляция и хеджирование: сравнение.
Белоцерковцев Михаил ИвановичОпределение целей спекулянтов и хеджеров. Цель первая — получение дохода. Справедлива для обоих. Спекулянт: основной источник дохода. Хеджер: компенсация потерь на наличном рынке — смотрите выпуск за 23-2-2003,...

Onkyo TX-SR705E(B)/(S) - ресивер

 
 

RiskManage.ru ©2006-2007

 
Rambler's Top100